Внедрение аутсорсинга в бюджетной сфере

Что такое аутсорсинг?

 

Аутсорсинг(outsourcing) – передача работы на контрактной основе внешним соисполнителям, то есть передача на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям (аутсорсерам), которые обладают соответствующими техническими и/или управленческими знаниями и средствами в какой-либо области.

 

Главная цельтакого партнерства социальной сферы и бизнеса - дать учреждениям возможность сосредоточить усилия по основной деятельности и получать более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.

 

Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, глав 34, 37, 42, 48, 49, 51, 52, 53).

 

 

 

Поручения по введению аутсорсинга:

 

Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

от 28.06.2012 года «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»

 

«…При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств».

 

Бюджетное Послание Президента РС(Я) от 29.10.2013 года

«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики

в Республике Саха (Якутия) на 2014 год»

 

«Повышение оплаты труда должно напрямую зависеть от результативности работы. Поэтому учредителям государственных и муниципальных учреждений необходимо уже сейчас внедрять принципы "эффективного контракта". Повышение зарплаты не должно происходить только ради повышения. Оно должно зависеть от конечного результата - качества и востребованности среди населения предоставляемой государственной или муниципальной услуги.

Перегруженность бюджетной сети, наличие непрофильной численности государственных и муниципальных учреждений ложатся непосильной ношей на бюджет республики. Фактически уже одна треть трудоспособного населения республики содержится за счет бюджета.

Считаю возможным, не дожидаясь дальнейшего разрастания численности бюджетников, уже сегодня приступить к работе по последовательномупереводу на аутсорсинг не менее 30 процентов младшего обслуживающего персонала бюджетных учреждений.

В целях разгрузки бюджетных расходов, а также стимулирования предпринимательства правительству необходимо оказывать всемерную поддержку по организации малых форм бизнеса и поддержке аутсорсеров».

 

Указ Президента РС(Я) от 09.12.2013 года №2354

«Об утверждении Плана мероприятий по реализации бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах», Бюджетного Послания Президента РС(Я) «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в РС(Я) на 2014 год»

Пункт 8.2.Перевод на аутсорсинг не менее 30% младшего обслуживающего персонала государственных учреждений Республики Саха (Якутия).

 

Указ Президента РС(Я) от 29.08.2012 года № 1616

«О Концепции повышения заработной платы работников

учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной

заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы»

 

Раздел IV. Основные направления совершенствования условий оплаты труда работников до 2018 года

 

Часть дополнительных средств, направляемых на стимулирование работников бюджетной сферы, будет выделяться в виде субсидий на иные цели, бюджетных ассигнований с учетом показателей эффективности их работы при соблюдении следующих условий:

Сокращение неэффективных расходов, в т.ч. путем реструктуризации отраслей, оптимизации штатной численности, соблюдения норм отраслевых положений (оптимальное соотношение административно-управленческого и прочего персонала), внедрения аутсорсинга, применения механизма "эффективного контракта" и т.д.

 

Постановление Правительства РС(Я) от 25.12.2013 года № 476

«О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия)

«О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»

 

Пункт 8.4Обеспечить повышение заработной платы работников подведомственных учреждений за счет:

сокращения неэффективных расходов, в т.ч. путем оптимизации штатной численности, соблюдения норм отраслевых положений (оптимальное соотношение административно-управленческого и прочего персонала), внедрения аутсорсинга, применения механизма "эффективного контракта".

 Пункт 9.4При подготовке предложений по внесению изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год» изменения по увеличению фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29.08.2012 года № 1616 «О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы»

производить с учетом принятия мер по сокращению неэффективных расходов, внедрения аутсорсинга, увеличению объема средств, полученных от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с показателями предыдущего года.

 

 

Функции государственных органов, бюджетных учреждений, передаваемые на аутсорсинг:

 

Iгруппа

Обеспечивающие функции, не требующие высокой профессиональной квалификации исполнителей:

обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;

уборка помещений;

- вывоз мусора;

-организация горячего питания;

- услуги по охране,установка и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации;

- транспортные услуги путемиспользования автотранспорта сторонних организаций и аренда персонала – водителей;

- организация работы по уборке помещений, озеленению территории учреждений и организаций

- и другие функции.

 

IIгруппа

 Обеспечивающие функции, требующие достаточно высокой профессиональной квалификации исполнителей:

функции, связанные с информационными технологиями:управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;

- управление персоналом;

организация бухгалтерского учета;

организация юридических услуг;

- операционные функции, связанные с документооборотом.

 

 

 

Приказом Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 30 января 2013 года №235-од утверждены Методические рекомендации по применению аутсорсинга в государственных

и муниципальных учреждениях Республики Саха (Якутия)

 

Методические рекомендации разработаны для руководства исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при внедрении аутсорсинга в целях совершенствования деятельности государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В Методических рекомендациях приведены:

- основные термины и понятия;

- этапы по внедрению аутсорсинга;

- направления оценки собственных возможностей учреждения и экономической целесообразности выведения функции или вида деятельности на аутсорсинг;

- направления исследование рынка услуг аутсорсинга;

- факторы оценки последствий перехода на аутсорсинг;

- разработка описания количественных и качественных требований к функции или виду деятельности, намеченных для передачи на аутсорсинг;

- формирование пакета документации, необходимой для проведения отбора аутсорсера;

- мониторинг и контроль качества исполнения функции или вида деятельности, переданных на аутсорсинг;

- показатели, характеризующие оценку эффективности функций и видов деятельности учреждения, переданных на аутсорсинг.

 

 

Положительный опыт по введению аутсорсинга

в Республике Саха (Якутия)

 

На сегодня положительный опыт по введению аутсорсинга осуществлен в сфере здравоохранения:

В системе здравоохранения переведены на аутсорсинг расходы на питание больных, дезинфекцию и уборку помещений, транспортных услуг, охрану.

Также имеется опыт внедрения аутсорсинга в учреждениях, находящихся в улусах (в центральной районной больнице Эвено-Бытантайского улуса, п.Жатай).

Руководители учреждений, перешедших по некоторым услугам на аутсорсинг, отметили положительные моменты: экономию средств, снижение объема не только самих затрат, но и сопутствующих расходов (на обновление оборудования, ремонт оборудования, инвентаря, транспорта, содержание штатов, высвобождение помещений, оборудования и т.д.), улучшилось качество предоставляемых услуг, появилась возможность уделять больше внимания на профильную деятельность учреждения.

В части трудоустройства высвобождаемой численности руководителям удалось трудоустроить работников в субъекты малого и среднего предпринимательства, выигравшие конкурсы, в отдельном случае с обеспечением полного соцпакета. При переводе работников на оказание возмездных услуг, например, у водителей повысилась заработная плата за счет сэкономленных средств.

 

Повышение заработной платы аутсорсеров может быть за счет:

- оказания платных услуг;

- увеличения охвата учреждений;

- высокой производительности труда при специализированном выполнении функций;

- рационального использования ресурсов;

- совершенствования качества и эффективности управления.

Механизмы применения аутсорсинга на практике:

1.  Государственный (муниципальный) контракт (договор)- заключение контрактов на привлечение сторонних организаций в соответствии с правилами и принципами заключения государственных контрактов, установленными Законом № 44-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.  Государственное (муниципальное) заданиев соответствии с требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.  Качественно подготовленная конкурсная документация обеспечивает контроль за качеством и полнотой оказываемых услуг (в техническом задании должен быть приведен подробный перечень объема услуг и требования к ним).

 

В чем заключается эффективность перевода на аутсорсинг?

Перевод на аутсорсинг большого объема услуг вызовет создание стабильного рынка аутсорсинговых услуг, что будет содействовать:

- повышению качества предоставляемых услуг;

- развитию среднего и малого предпринимательства в сфере социально-значимых услуг;

- позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

 

Налогообложение аутсорсеров

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги по аутсорсингу, будут уплачивать налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством в общеустановленном порядке:

 

 

 

 

Вид налога

Объект налогообложения

Налоговая база

Ставка

Примечание

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

налог на прибыль организаций

прибыль, полученная налогоплательщиком

денежное выражение прибыли

 

20%

2% - зачисляется в ФБ;

18% - в ГБ.

 

Решение об установлении льгот принимает РФ в части 2%, субъект в части 18% не ниже 13,5%.

налог на доходы физических лиц

доход, полученный физическими лицами

все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах

13%

40% - МБ

60% - ГБ

Решение об установлении льгот принимает РФ.

налог на добавленную стоимость

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации

определяется налогоплательщиком

 

18%

Полностью зачисляется в ФБ.

 

Решение об установлении льгот принимает РФ.

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ оказание услуг) для собственных нужд

определяется налогоплательщиком

 

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

стоимость выполненных работ

 

ввоз товаров на территорию Российской Федерации

определяется налогоплательщиком

 

реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг)

 

определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг)

налог на имущество организаций

движимое и недвижимоеимущество

 

среднегодовая стоимостьимущества

 

2,2%

Полностью зачисляется в ГБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ и субъект РФ.

транспортный налог

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

в зависимости от вида и мощности транспортного средства

в зависимости от вида и мощности транспортного средства

Полностью зачисляется в ГБ.

 

Решение об установлении льгот принимает РФ и  субъект РФ.

земельный налог

земельные участки

 

кадастровая стоимость земельных участков

 

до 1,5% с кадастровой стоимости земельного участка

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ и ОМС.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

единый сельскохозяйственный налог

доходы, уменьшенные на величину расходов

 

денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

6%

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения

доходы

денежное выражение доходов

6 %

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

доходы, уменьшенные на величину расходов

денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

15%

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает субъект РФ

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

вмененный доход налогоплательщика

 

величина вмененного дохода, рассчитываемая в зависимости от вида деятельности

15% в зависимости от вида деятельности

Полностью зачисляется в МБ.

 

Решение об установлении льгот принимает РФ.

патентная система налогообложения

потенциально возможный к получению годовой доход

 

денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода

 

6% в зависимости от вида деятельности

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установление льгот принимает субъект РФ путем дифференцирования размера потенциально возможного к получению годового дохода. При этом следует отметить, что на территории Республика Саха (Якутия) установлены минимальные размеры потенциально возможного к получению годового дохода.

 

Варианты использования высвобождаемого после перевода непрофильных функций на аутсорсинг муниципального имущества:

- заключение договоров аренды (безвозмездного пользования) в порядке, предусмотренном статьей 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 года
№135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь при этом Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»;

- безвозмездная передача в государственную собственность, в порядке,  предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 года 379-З № 771-III «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)».

________________