Правомерность применения аутсорсинга в образовательном учреждении ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.)

 
Правомерность применения аутсорсинга в образовательном учреждении
 
Для того чтобы система образования была конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых. Одним из путей повышения эффективности системы образования является развитие частно-государственного партнерства (ЧГП) в сфере образования, в том числе дошкольного. В этой статье рассмотрим применение в образовании одного из механизмов ЧГП - аутсорсинга.
 
Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса - дать образовательным учреждениям возможность сосредоточить усилия на образовательной деятельности и получить более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.
В Письме Минобрнауки РФ от 04.02.2011 N 03-66 "О применении механизма частно-государственного партнерства в сфере образования" (далее - Письмо Минобрнауки РФ N 03-66) указано, что внешним исполнителям можно передать такие хозяйственные функции образовательных учреждений, как:
- обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;
- установку и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, электро- и водоснабжения, канализации;
- учет потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, расчет оптимизации энерго- и водопотребления;
- управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;
- организацию горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников;
- организацию работы по уборке помещений, зданий и территории образовательных учреждений, озеленению их территории;
- обеспечение образовательных учреждений оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, хозяйственным инвентарем и т.д.;
- организацию доставки школьников в образовательные учреждения.
Таким образом, образовательные учреждения вправе передавать исполнение перечисленных выше функций специализированным организациям.
Внешними исполнителями указанных функций могут быть юридические лица либо индивидуальные предприниматели, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица (далее - аутсорсеры).
Кроме того, Законом о бухучете*(1) и Инструкцией N 157н*(2) предусмотрено, что руководитель учреждения вправе передать по договору ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). То есть учреждение вправе перевести на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета и отчетности.
При передаче функций по ведению бухгалтерского учета аутсорсерам следует учитывать, что формирование первичной учетной документации должны осуществлять работники учреждения. Например, в их обязанности может входить:
- ведение материального учета;
- проведение операций по кассе;
- принятие авансовых отчетов и других оправдательных документов;
- осуществление платежей через отделение казначейства;
- составление актов сверки расчетов, актов сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг, а также других первичных документов.
Таким образом, аутсорсерам передаются только функции по формированию показателей бюджетного и налогового учета, составление бюджетной и налоговой отчетности. При этом используются представленные учреждением первичные учетные документы.
 
Положительные черты аутсорсинга
 
Основная цель аутсорсинга - снижение затрат при условии улучшения качества. Привлечение аутсорсеров позволяет обеспечить:
- сокращение численности работников. Это приведет к экономии расходов по заработной плате, оплате отпусков, страховых взносов, обучению и повышению квалификации, подбору новых кадров в случае увольнения и др.;
- уменьшение затрат по содержанию имущества;
- ликвидацию причин, ухудшающих качество оказываемых услуг (болезнь сотрудников, внутренние конфликты и др.);
- повышение эффективности управления;
- привлечение к выполнению отдельных работ и оказанию услуг квалифицированных специалистов.
Это позволяет избавиться от налаживания вспомогательных процессов, осуществления рутинной работы и сконцентрировать внимание на основной деятельности учреждения.
 
Основные моменты перехода на аутсорсинг
 
Однако перед тем как передать выполнение отдельных функций аутсорсеру, учреждению следует обязательно взвесить все за и против и учесть все требования законодательства.
Прежде всего, при переводе выполнения отдельных функций аутсорсеру следует определить их конкретный перечень. Например, можно передать функции по организации горячего питания учащихся, уборку помещений и территории.
Затем нужно оценить целесообразность и эффективность такой передачи. Следует сопоставить затраты, которые учреждение несло бы, если бы выполняло определенные функции самостоятельно, с затратами, которые они будут иметь по оплате этих услуг аутсорсерам.
При этом перевод на аутсорсинг отдельных функций будет целесообразным, если затраты учреждения будут значительно выше, чем расходы по оплате услуг, оказываемых аутсорсерами.
Экономию расходов можно определить, однако на начальном этапе выполнения переданных аутсорсеру функций заранее удостовериться в эффективности того, что будет предоставлено по аутсорсингу, достаточно сложно. В этом случае учреждение рискует получить оказание услуг несоответствующего качества.
Немаловажным моментом является выбор аутсорсера. В Письме Минобрнауки РФ N 03-66 определены обязательные и факультативные требования к претендентам:
а) обязательные:
- непроведение ликвидации претендента, отсутствие решения суда о признании претендента банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности претендента в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день рассмотрения заявки;
- отсутствие у претендента задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период;
б) факультативные:
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений о претенденте;
- наличие у претендента соответствующей лицензии (в случае осуществления лицензируемой деятельности);
- обеспечение победителем торгов исполнения обязательств по контракту (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача в залог прав внешнего исполнителя по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по контракту).
Лишь взвесив все за и против и придя к положительному решению о передаче части функций аутсорсеру, учреждение организует работу по размещению заказа на их передачу.
 
Взаимоотношения образовательных учреждений и аутсорсеров
 
Взаимоотношения образовательных учреждений или муниципалитетов с аутсорсерами строятся на основе государственных или муниципальных контрактов. Порядок их привлечения и требования, которым они должны отвечать, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказах).
Передача хозяйственных функций образовательных учреждений может осуществляться (Письмо Минобрнауки РФ N 03-66):
а) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме на основании Закона о госзаказах. В ходе конкурсного отбора претендент должен представить подробный план своей будущей деятельности по эффективному хозяйственному обеспечению деятельности образовательных учреждений, в котором определяет этапы выполнения работ, сроки реализации, прописывает пути взаимодействия и направления партнерской деятельности, раскрывает эффективные механизмы своих полномочий, выстраивает и прописывает перспективы взаимодействия с представителями бизнеса при негосударственном финансировании и многое другое.
Размещение заказов путем аукциона возможно только в отношении товаров (работ, услуг), перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (например, услуги по уборке помещений);
б) без проведения торгов (ст. 55 Закона о госзаказах). Передача внешнему исполнителю (единственному поставщику (исполнителю, подрядчику)) хозяйственных функций образовательного учреждения возможна в случаях, если:
- поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- оказываются услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- представлена только одна заявка на участие в конкурсе либо в аукционе;
- осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время это 100 000 руб.). При этом общая сумма заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, которые заказчик вправе размещать в течение квартала, не может превышать вышеуказанную сумму.
В отношении образовательных учреждений пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о госзаказах предусмотрено, что они могут осуществлять поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг без проведения торгов на сумму, не превышающую в течение квартала 400 000 руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;
- осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и организатором такого мероприятия выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом о госзаказах.
Например, правительство субъекта РФ принимает решение о передаче образовательными учреждениями некоторых хозяйственных функций, не связанных непосредственно с образовательным процессом, на аутсорсинг (внешнему исполнителю). Для реализации данного решения администрация каждого поименованного в постановлении муниципального образования проводит конкурс и выбирает исполнителя, который будет взаимодействовать с образовательными учреждениями этого муниципального образования. Договоры с исполнителем образовательные учреждения заключат уже без проведения конкурса.
Автономные образовательные учреждения заключают договоры с внешними исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В заключаемом с аутсорсером договоре о возмездном оказании услуг оговариваются отношения, определяющие:
- предоставляемые услуги, выполняемые работы;
- фиксированную цену либо порядок расчета стоимости;
- параметры качества;
- сроки промежуточных этапов и итоговой сдачи работ;
- порядок расторжения договора.
Следует заметить, что договоры, оформляющие отношения в рамках аутсорсинга, носят длительный характер; услуги, оказываемые в рамках этих договоров, - повторяющиеся, а не разовые.
 
Бухгалтерский учет
 
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н, затраты по оплате оказанных аутсорсерами услуг следует относить на статьи (подстатьи) исходя из предмета договора.
Например, если предметом договора является:
- оказание транспортных услуг, то расходы по оплате этих услуг следует относить на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ;
- уборка снега, мусора - на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- ведение бухгалтерского учета - на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Задолженность учреждения по оказанным услугам отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:
Дебет счетов 0 401 20 ххх "Расходы хозяйствующего субъекта", 0 109 60 (70, 80, 90) ххх "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"
Кредит счета 0 302 хх 730 (000) "Расчеты по принятым обязательствам"
Оплата оказанных услуг отражается следующей записью:
Дебет счета 0 302 хх 830 (000) "Расчеты по принятым обязательствам"
Кредит счетов 0 304 05 ххх "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 0 201 11 610 (000) "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 (000) "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации".
 
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
 
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
 
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.