Особые экономические зоны

 Общая информация об инвестиционном проекте
«Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г.Якутске»


В августе 2008 года распоряжением Президента РС(Я) Штырова В.А. была создана рабочая группа по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа по огранке алмазов и производству ювелирных изделий в г.Якутске, руководителем которого является Первый заместитель Председателя Правительства РС(Я) Алексеев Г.Ф., заместитель руководителя рабочей группы– министр экономического развития Стручков А.А. В рабочую группу вошли все заинтересованные министерства и ведомства, а также руководители гранильных и ювелирных предприятий. 
По заданию Президента Республики Саха (Якутия) Штырова В.А. в 2009 году разработано технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа по огранке алмазов и производству бриллиантов в г.Якутске, которое было одобрено на Алмазном Совете при Президенте РС(Я) 4 декабря 2009 года и на коллегии Министерства экономического развития РС(Я) 23 декабря 2009 года.
Особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые (наша зона – промышленно-производственного типа).
Предприятия, которые изъявили желание разместиться в ОЭЗ, называются потенциальными резидентами. На сегодняшний день мы имеем 5 потенциальных резидентов – алмазогранильные и ювелирные предприятия Якутии (ЭПЛ Даймонд, Золото Якутии, Якутская алмазная компания, Кристалл-99, Чорон Даймонд). Зона создается на 20 лет и каждый резидент в течение этого срока должен вложить в развитие своего производства не менее 3 млн. евро (капитальные вложения). Кроме алмазогранильного и ювелирного производства в ОЭЗ могут расположиться и другие производства (мебельное, пушно-меховое, кожевенно-сырьевое и т.д.).
Алмазогранильные и ювелирные предприятия РС(Я), пережившие последствия мирового финансового кризиса (уход инвесторов, отсутствие дешевых кредитов, отсутствие рынков сбыта, отсутствие доступа к сырью), уже с 2011 года получат возможность воспользоваться налоговыми и таможенными преференциями ОЭЗ.
С 28 декабря 2009 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», которые являются важными и крайне своевременными для дальнейшего развития проекта особых экономических зон в Российской Федерации. Применительно к проекту Республики Саха (Якутия) в нашу пользу приняты поправки касающиеся снижения минимального порога инвестиций для получения статуса резидента – с 10 млн. евро до 3 млн. евро, в исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок, предусмотрена возможность привлекать к осуществлению хозяйственных функций акционерное общество и управляющую компанию, совместить в едином лице функции по работе с резидентами и строительству необходимой им инфраструктуры.

Цель проекта: создание экономических и правовых условий для стабилизации и динамичного развития алмазогранильного и ювелирного производства как одной из основных экспортно-ориентированных отраслей обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия).
Срок реализации: 2010-2029 годы (20 лет).
В рамках ОЭЗ до 2029 года предполагается размещение:

  • алмазогранильных предприятий суммарной проектной мощностью производства бриллиантов объемом до 1,3 млрд. USD (ежегодные темпы роста переработки – 8%);
  • ювелирных предприятий суммарной проектной мощностью производства ювелирных изделий до 1,1 млрд. USD (ежегодные темпы роста производства – 7%).
  • прочих местных производств (мебельное производство, производство художественных, сувенирных, кожевенно-меховых изделий).


Состав проекта:
- Производственные здания (алмазогранильные и ювелирные предприятия, мебельное и кожевенно-меховое производство, сопутствующие производства и сервисы);
- Административные здания (офис управляющей компании, офис Государственной инспекции пробирного надзора по Республике Саха (Якутия), геммологическая лаборатория, алмазная биржа, ювелирный торгово-выставочный центр, отделения банков, консалтинговые, юридические, аудиторские, страховые и другие сервисные агентства);
- Специализированный таможенный пост;
- Объекты внешней и внутриплощадочной инфраструктуры;
- Технологическое оборудование.

Финансирование проекта:
Всего капитальных вложений – 3266,3 млн. руб., в т.ч.: собственные средства инвесторов – 2601,4 млн. руб., средства бюджета субъекта РФ - 664,9 млн. руб.

Этапы проекта:
2010 год - согласование и принятие решений о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Проектирование и начало строительства промышленных и инфраструктурных объектов особой экономической зоны;
2011 год - завершение строительства промышленных и инфраструктурных объектов I очереди строительства особой экономической зоны. Запуск гранильного и ювелирного производств на существующих промышленных площадях;
2012-2017 г.г. – расширение парка оборудования и увеличение объемов производства. Организация подготовки кадров для расширения производства;
2018 год – начало строительства промышленных и инфраструктурных объектов II очереди строительства особой экономической зоны;
2019 год – завершение строительства промышленных и инфраструктурных объектов II очереди строительства особой экономической зоны;
2020-2029 г.г. – расширение парка оборудования и выход объемов производства особой экономической зоны на проектную мощность.

Достигнутые результаты на сегодня:
1. Разработан бизнес-план создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г.Якутске за счет бюджета Республики Саха (Якутия) стоимостью 2,5 млн. руб.
2. Определена площадка под размещение особой экономической зоны в северо-восточной части города Якутска по адресу ул. 50 лет Советской Армии, д.3, д.5. Площадка расположена на земельных участках, относящихся к землям поселений, транспортно доступна (маршрутные автобусы №1, 6, 35, 41), имеет готовые административно-производственные и складские помещения, свайное поле для дальнейшего строительства. Территория огорожена, имеются все необходимые инженерные коммуникации (тепло-водо-газо-электроснабжение, обособленная подстанция для подачи электроэнергии, телефонная и интернет-связь и т.д.). Определена стоимость административно производственных зданий и на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) принимаются решения по выкупу земельного участка и производственных площадей.
3. Проведена работа с потенциальными резидентами по конкретным возможностям их размещения в ОЭЗ в г.Якутске.
Основными преимуществами работы в ОЭЗ в соответствии с федеральным законом №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» являются:

  • «Нулевая» ставка НДС по алмазному сырью для производителей, поскольку для АЛРОСА это фактически экспорт сырья за пределы таможенной территории РФ, что сделает резидентов ОЭЗ более конкурентоспособными с другими российскими производителями и позволит «отвоевать» часть рынка,
  •  Отмена ввозных таможенных пошлин на ювелирное и алмазогранильное оборудование, что позволит оснастить производство новым, более эффективным оборудованием,
  • «Нулевая» ставка НДС по золоту и отмена ввозных таможенных пошлин на мелкие бриллианты и вставки для ювелирной промышленности, что будет стимулировать развитие ювелирной отрасли,
  • Налоговые льготы (снижение налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога),
  • Сокращение издержек по экспорту и импорту за счет создания специализированного таможенного поста на территории ОЭЗ.


Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта:
Создание ОЭЗ в г. Якутске позволит:

  • увеличить переработку алмазного сырья на территории Республики Саха (Якутия) в 6 раз, производство ювелирных изделий - в 3,5 раза;
  • диверсифицировать экономику региона за счет создания на территории г. Якутска экспортно-ориентированного центра по огранке алмазов и производству ювелирных изделий с бриллиантами; 
  • организовать около 2,5 тыс. новых рабочих мест (не считая занятости на создаваемых сопутствующих производствах и объектах инфраструктуры);
  • увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней почти в 7 раз
  • усилить позиции России на мировом рынке (более 10% мирового производства бриллиантов и до 5% мирового производства ювелирных изделий с бриллиантами); 
  • снизить потребность производителей в оборотном капитале почти в 2 раза за счет высвобождения средств, привлекаемых на оплату НДС;
  • снизить административные издержки за счет переноса таможенных процедур на территорию Якутии;
  • увеличить эффективность инвестиций более чем в 1,5 раза за счет налоговых и таможенных льгот, снижения расходов на обслуживание кредитов и т.д.;
  • развить кожевенно-меховое, скорняжно-пошивочное, обувное производство;
  • сократить сроки окупаемости почти в 2 раза за счет существенного роста объемов производства.
  • Привлекательность ОЭЗ для резидентов связана не столько с бюджетными инвестициями в инфраструктуру и налоговыми льготами, сколько с «обнулением» НДС на сырье и созданием специализированного таможенного поста в г. Якутске.


Эффект от реализации проекта:

 

  • переработка алмазного сырья до 1,2 млн. карата в год;
  • переработка золота до 2134 кг в год;
  • производство бриллиантов на сумму до 1,3 млрд. долл. в год;
  • производство ювелирных изделий на сумму до 33,3 млрд. рублей в год;
  • чистый дисконтированный доход (NPV) – 6906, 3 млн. руб.;
  • срок окупаемости – 6,08 лет (9,32 лет - дисконтированный);
  • внутренняя норма доходности (IRR) – 36,11%;
  • индекс доходности (PI) – 1,64;
  • доля новой высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке – 30%;
  • доля продукции, производимой на экспорт – 41%;
  • внедрение нового оборудования на сумму 1597,7 млн. рублей;
  • налоговые поступления в федеральный бюджет – 46,8 млрд. руб (всего за период реализации проекта – за 20 лет);
  • налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федераци -17,3 млрд. руб. (всего за период реализации проекта – за 20 лет);
  • налоговые поступления в муниципальный бюджет - 0,6 млрд. руб. (всего за период реализации проекта – за 20 лет).